Огненная саламандра. Охота на огненную саламандру. Миф о саламандре

Огненная саламандра (5 фото)

Это одно из самых загадочных существ Древнего мира и Средневековья. Огненную саламандру представляли в виде маленького дракона, живущего в огне и воплощающего его дух. Упоминается в «Естественной истории» Плиния Старшего, который говорит, что саламандра сама по себе так холодна, что может погасить любое пламя, едва к нему прикоснувшись.

«Самое жуткое из всех животных — это саламандра, — пишет Плиний. — Другие кусают, по крайней мере, отдельных людей и не убивают многих сразу, а саламандра может погубить целый народ так, что никто и не заметит, откуда пришло несчастье.

Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми. Если дотронется до стола, на котором пекут хлеб, то он становится ядовитым… Погрузившись в поток, она отравляет воду… Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают…»

В алхимии саламандра является духом стихии огня, подобно тому как существуют духи трех других стихий — земли, воды и воздуха.

Откуда пошло это предание об огненном существе? В древнееврейской легенде «Врата небес» есть такие строки: «Из огня рождается животное, называемое саламандрой, которое питается одним огнем; и огонь является ее материей, и она появится в сверкании печей, которые горят в течение семи лет». Образ пятнистой ящерки, связанной со стихией огня, перекочевал в средневековые трактаты по символизму, алхимии и нашел связь с религиозной символикой.

В «Физиологе», книге, написанной в III веке и являющейся сборником и своеобразной интерпретацией дохристианских трудов по зоологии, огненная саламандра соответствует трем праведным людям, не сгоревшим в печи огненной. Далее ее образ распространился по различным бестиариям и обрел популярность, а легенда укоренилась и прочно вошла во многие пророчества.

Обычная огненная или пятнистая саламандра это небольшое земноводное со средней длиной тела в 16-20 см

Огненная саламандра (5 фото)

Начало огненному образу положила окраска животного. Его желтые и оранжевые пятна на шкуре древние ученые, в частности Плиний Старший и Альберт Великий, пытались связать со светом далеких звезд.

Считалось, что огненная саламандра как-то влияет на появление метеоров, комет и новых звезд, а они, соответственно, действуют на расположение цветных пятен на ее шкуре. Также упоминается связь с различными огненными явлениями, поскольку те же вытянутые пятнышки ученые ассоциировали с языками пламени.

Саламандра всегда вызывала суеверный ужас и страх, порождая множество мифов. В одних — она бессмертна, а ее шкурка способна лечить от всех болезней; в других — это маленький дракон, из которого через сотню лет вырастет огнедышащее чудовище.

В средневековой магии саламандра — дух, хранитель огня, его олицетворение. В христианстве — посланница ада, однако в трактатах XI века византийца Георгия Писидского она отождествляется с библейским символом благочестивого человека, «который не горит в пламени греха и ада».

В Средневековье в Европе распространилось убеждение, что саламандры живут в пламени, и потому в христианстве ее образ стал символом того, что живое тело может устоять в огне. Помимо этого, волшебная ящерка олицетворяет борьбу с плотскими утехами, целомудрие и веру. Богословы приводили птицу феникс как доказательство воскресения во плоти, а саламандру — как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

В книге «Град Божий» святого Августина есть глава с названием «Могут ли тела существовать в огне», и начинается она так:

«К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня?

Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне».

К образам саламандры и феникса прибегали и поэты, но только как к поэтическому преувеличению. Например, Ке-ведо в сонетах четвертой книги «Испанского Парнаса», где «воспеваются подвиги любви и красоты»:

В старинных книгах саламандре часто придавали волшебный облик. Она и так необычна, а в древних описаниях превосходит и этот образ. У нее тело молодой кошки, за спиной большие перепончатые крылья, как у некоторых драконов, хвост змеи, и только голова обыкновенной ящерицы.

Ее шкура покрыта небольшими чешуйками, волокнами, напоминающими асбест (часто этот минерал отождествляли с саламандрой), — это затвердевшие частицы древнего пламени.

Нередко саламандру можно встретить на склоне вулкана во время извержения. Она появляется и в пламени костра, если сама того пожелает. Считается, что без этого удивительного создания появление тепла на земле было бы невозможным, ведь без его повеления не может загореться даже самая обыкновенная спичка.

Согласно трактатам каббалистики, чтобы заполучить это диковинное создание, следует отыскать сосуд из прозрачного стекла, имеющий круглую форму. В центре колбы с помощью особым образом расположенных зеркал сфокусировать солнечные лучи. Через некоторое время там появится солнечная субстанция саламандры, ее истинная сущность, которая затем может быть использована в алхимии для получения философского камня.

В других источниках уточняется, что несгорающая саламандра всего лишь обеспечивала поддержание необходимой температуры в тигле, где происходило превращение свинца в золото.

Образ саламандры широко использовался в символике и геральдике. Так, на гербах четырехлапая ящерица, окруженная пламенем, символизировала стойкость и презрение к опасности. Например, в британских гербах она означает храбрость, мужество, стойкость, которым не может повредить огонь бедствий. Любопытно, что первые страховые компании выбрали своим символом саламандру, что обозначало сохранность от огня.

Путешествуя по французским замкам Шамбор, Блуа, Азей-ле-Ридо, Фонтенбло, можно встретить десятки изображений саламандры, поскольку именно ее избрал своим символом французский король Франциск I.

Саламандра в эмблеме короля Франциска I, замок Château d’Azay-le-Rideau

Саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля «Я лелею и изгоняю», встречается на барельефах, украшает стены и мебель. Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.

Вымысел и реальность часто очень тесно переплетаются, и саламандра — классический пример этого. Сейчас, конечно, они довольно хорошо изучены, но некоторый суеверный страх все равно остается. Возможно, еще и потому, что эти существа необычайно ядовиты, а главное — за ними тянется такой мистический след, которого редко удостаивался какой-либо другой вид земноводных.

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю. Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас. !!! Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Источник: http://clubbrain.ru Фото: rustudent.com

Это одно из самых загадочных существ Древнего мира и Средневековья. Саламандру представляли в виде маленького дракона, живущего в огне и воплощающего его дух. Упоминается в «Естественной истории» Плиния Старшего, который говорит, что саламандра сама по себе так холодна, что может погасить любое пламя, едва к нему прикоснувшись. «Самое жуткое из всех животных – это саламандра, – пишет Плиний. – Другие кусают, по крайней мере, отдельных людей и не убивают многих сразу, а саламандра может погубить целый народ так, что никто и не заметит, откуда пришло несчастье. Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми. Если дотронется до стола, на котором пекут хлеб, то он становится ядовитым… Погрузившись в поток, она отравляет воду… Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают…» В алхимии саламандра является духом стихии огня, подобно тому как существуют духи трех других стихий – земли, воды и воздуха.

Откуда пошло это предание об огненном существе? В древнееврейской легенде «Врата небес» есть такие строки: «Из огня рождается животное, называемое саламандрой, которое питается одним огнем; и огонь является ее материей, и она появится в сверкании печей, которые горят в течение семи лет». Образ пятнистой ящерки, связанной со стихией огня, перекочевал в средневековые трактаты по символизму, алхимии и нашел связь с религиозной символикой.

– Salik.biz

В «Физиологе», книге, написанной в III веке и являющейся сборником и своеобразной интерпретацией дохристианских трудов по зоологии, огненная саламандра соответствует трем праведным людям, не сгоревшим в печи огненной. Далее ее образ распространился по различным бестиариям и обрел популярность, а легенда укоренилась и прочно вошла во многие пророчества.

Начало огненному образу положила окраска животного. Его желтые и оранжевые пятна на шкуре древние ученые, в частности Плиний Старший и Альберт Великий, пытались связать со светом далеких звезд. Считалось, что огненная саламандра как-то влияет на появление метеоров, комет и новых звезд, а они, соответственно, действуют на расположение цветных пятен на ее шкуре. Также упоминается связь с различными огненными явлениями, поскольку те же вытянутые пятнышки ученые ассоциировали с языками пламени.

Саламандра всегда вызывала суеверный ужас и страх, порождая множество мифов. В одних – она бессмертна, а ее шкурка способна лечить от всех болезней; в других – это маленький дракон, из которого через сотню лет вырастет огнедышащее чудовище. В средневековой магии саламандра – дух, хранитель огня, его олицетворение. В христианстве – посланница ада, однако в трактатах XI века византийца Георгия Писидского она отождествляется с библейским символом благочестивого человека, «который не горит в пламени греха и ада».

В Средневековье в Европе распространилось убеждение, что саламандры живут в пламени, и потому в христианстве ее образ стал символом того, что живое тело может устоять в огне. Помимо этого, волшебная ящерка олицетворяет борьбу с плотскими утехами, целомудрие и веру. Богословы приводили птицу феникс как доказательство воскресения во плоти, а саламандру – как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

В книге «Град Божий» святого Августина есть глава с названием «Могут ли тела существовать в огне», и начинается она так: «К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне».

К образам саламандры и феникса прибегали и поэты, но только как к поэтическому преувеличению. Например, Кеведо в сонетах четвертой книги «Испанского Парнаса», где «воспеваются подвиги любви и красоты»:

Я, точно Феникс, яростным объят

Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь,

И в силе мужеской его я убеждаюсь,

Что он отец, родивший многих чад.

И саламандры пресловутый хлад

Его не гасит, честью в том ручаюсь.

Жар сердца моего, в котором маюсь,

Ей нипочем, хоть мне он сущий ад.

В старинных книгах саламандре часто придавали волшебный облик. Она и так необычна, а в древних описаниях превосходит и этот образ. У нее тело молодой кошки, за спиной большие перепончатые крылья, как у некоторых драконов, хвост змеи, и только голова обыкновенной ящерицы. Ее шкура покрыта небольшими чешуйками, волокнами, напоминающими асбест (часто этот минерал отождествляли с саламандрой), – это затвердевшие частицы древнего пламени.

Нередко саламандру можно встретить на склоне вулкана во время извержения. Она появляется и в пламени костра, если сама того пожелает. Считается, что без этого удивительного создания появление тепла на земле было бы невозможным, ведь без его повеления не может загореться даже самая обыкновенная спичка.

Согласно трактатам каббалистики, чтобы заполучить это диковинное создание, следует отыскать сосуд из прозрачного стекла, имеющий круглую форму. В центре колбы с помощью особым образом расположенных зеркал сфокусировать солнечные лучи. Через некоторое время там появится солнечная субстанция саламандры, ее истинная сущность, которая затем может быть использована в алхимии для получения философского камня. В других источниках уточняется, что несгорающая саламандра всего лишь обеспечивала поддержание необходимой температуры в тигле, где происходило превращение свинца в золото.

Образ саламандры широко использовался в символике и геральдике. Так, на гербах четырехлапая ящерица, окруженная пламенем, символизировала стойкость и презрение к опасности. Например, в британских гербах она означает храбрость, мужество, стойкость, которым не может повредить огонь бедствий. Любопытно, что первые страховые компании выбрали своим символом саламандру, что обозначало сохранность от огня.

Путешествуя по французским замкам Шамбор, Блуа, Азей-ле-Ридо, Фонтенбло, можно встретить десятки изображений саламандры, поскольку именно ее избрал своим символом французский король Франциск I. Саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля «Я лелею и изгоняю», встречается на барельефах, украшает стены и мебель. Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.

Вымысел и реальность часто очень тесно переплетаются, и саламандра – классический пример этого. Сейчас, конечно, они довольно хорошо изучены, но некоторый суеверный страх все равно остается. Возможно, еще и потому, что эти существа необычайно ядовиты, а главное – за ними тянется такой мистический след, которого редко удостаивался какой-либо другой вид земноводных.

Пернатьев Юрий Сергеевич. Домовые, русалки и другие загадочные существа

Записал:

SALIK

Санкт-Петербург info +50 +1

Я не автоматический, тематический информационный агрегатор! Материалы Salik.biz содержат мнение исключительно их авторов и не отражают позицию редакции. Первоисточник статьи указан в самом начале. Письмо

Поделиться в социальных сетях:

25.01.2017 862

   Подписывайтесь на нашу группу в Facebook:   Подписаться

Высший разум рекомендует Саламандры восстанавливают мозги по памяти Что за Огненная колесница была у Ильи-Пророка? Огненная бестия из иного мира В Израиле обнаружили двухголовую саламандру Люди-саламандры – необъяснимые тайны мира Элементальная жизнь (гномы, сильфы, саламандры, ундины) Перейти к навигации Перейти к поиску

Энциклопедия Телемы: магия, каббала, герметизм

Обзор 1279 статей на Телемапедии
Избранные разделы

Телема Таро Каббала Герметизм Астрология Демонология Сатанизм Розенкрейцеры Орден Золотой Зари Алхимия Мартинизм Масонство Викка Йога  

Основные понятия Телемы
Алистер Кроули, Божества Телемы, Ритуалы Телемы, Святые книги Телемы, Символы Телемы
Магия и эзотерика
Телема, Алхимия, Астрология,Герметизм, Демонология, Каббала, Колдовство, Оккультизм, Сатанизм, Таро.
Персоналии
Телемиты, члены Ордена Золотой Зари, Розенкрейцеры, Маги, Каббалисты, Астрологи, Алхимики, Масоны, Мартинисты, Гностики, Тарологи, Виккане, Сатанисты, Теософы, Эзотерики, Теурги, Йоги

Другие способы просмотра Телемапедии

Все статьи по алфавиту

Недавние изменения

Перейти к случайной странице

Все категории

Оккультные тексты
Тексты Телемы, Книги по каббале, Гримуары, Книги по масонству, Халдейские оракулы
Религия и мифология
Божества, Ангелы, Гностицизм, Тантра, Йога, Викка
Магические организации и ордена
Телемитские организации, Герметический орден Золотой Зари, Розенкрейцеры, Масонство, Мартинизм, Неоязычество

Некоторые полезные ресурсы

Многие думают, что огненную саламандру можно привлечь огнем. На самом деле это не так. Приманивают огненных саламандр дымом. Видимо чем-то дым огневкам (так их именуют мастера-ловчие) не нравится, вот они и спешат превратить его в полноценное пламя.

Для этого я вымочил в воде хворост и поджег его. Мокрое дерево почти не горело, зато действительно нещадно дымило. Главное было – не дать огню потухнуть совсем.

Из всех представителей своего племени огненная саламандра – самая умная, если про этих существ можно так сказать (а многие верят, что саламандра на самом деле – природный дух). И самая скрытная – встретить их практически невозможно. И конечно же, самая опасная.

И в то же время охота на огненную саламандру – самое необыкновенное и захватывающее действо из всех, которые когда-либо существовали под этим небом.

Я охочусь на саламандр уже много лет. Каменных саламандр я переловил столько, что если собрать все дома, под которыми живут мои саламандры, то можно будет составить небольшой городок.

Мне даже однажды удалось поймать снежную саламандру. Эта саламандра живет у одного градоправителя в подвале, где хранятся съестные припасы. Говорили, что свиной окорок, провисевший там шесть зим, был столь же свеж, как и в первый год своего хранения.

Есть еще речная саламандра, любопытная, но трудноуловимая. Такая саламандра, если посадить ее в бадью с водой, не позволит воде пропасть.

И, говорят, что есть еще морская саламандра, которая превращает обычную воду в соленую, но я, если честно, таких не видел.

Всех остальных саламандр можно словить, а вот огневок нельзя. И если вам вдруг кто-то расскажет, что видел у кого-нибудь в очаге огненную саламандру, можете смело обозвать его лжецом. Огненная саламандра никому не дается. Знал я одного охотника, который пытался словить огневку. Руки у него сгорели по самые локти. Огненных саламандр даже видеть никто толком не видел. Чего там в огне углядишь-то?

Тем не менее, охотников за огненными саламандрами меньше не становится. И каждый ловчий в конце концов приходит к тому, что ему просто необходима огневка. Это считается как бы делом чести. Да только саламандра с каждым годом становится все умнее и сноровистей. И все чаще ловцы возвращаются с охоты ни с чем.

Хворост шипел, испаряя воду, и огонь становился увереннее. Дыма стало намного меньше. Я вытащил флягу с водой и хотел уже залить разгорающееся пламя, да что-то меня вдруг остановило.

Я пригляделся внимательнее.

С тех пор, как я начал охоту на огненную саламандру, я наверное разжег не одну сотню костров и поэтому хорошо знал, как горит мокрое дерево. Не так, это точно. Что-то в этом пламени было необычное.

Я махнул рукой, разгоняя остатки дыма. Вот оно! Языки пламени лишь едва дрогнули от движения воздуха. А это значит, что в мой костер забралась огневка.

Я убрал флягу. Воды огненная саламандра не любит.

Узнать, есть ли в огне саламандра, можно лишь тогда, когда сгорит дерево. Если вдруг сгоревшее дерево продолжает исходить ровным пламенем, то это значит, что в огне у вас сидит огненная саламандра.

И вот тогда останется лишь определить, где у саламандры хвост и схватить его. Да непременно голой рукой. Ничем иным саламандру удержать невозможно.

Если ловцу посчастливится ухватить огненную саламандру за хвост, то она избавится от хвоста, как обычная ящерица, и убежит.

А самая ценность огненной саламандры именно в хвосте. Такой хвост загорается от малейшей искры и может гореть сколько угодно, не сгорая, давая достаточно тепла и света, чтобы и дом в зиму обогреть и еду в очаге сварить. Любой правитель не раздумывая отдаст мешок золота за хвост огненной саламандры. Да только ни один счастливец, которому удалось обзавестись хвостом огненной саламандры, не отдаст его, даже за пять мешков золота. Ведь обладателю хвоста не страшно никакое пламя – огонь его не берет. И поговаривают, даже смерть старается обходить стороной. Хотя последнее, наверняка, досужие вымыслы.

Хворост догорел, однако пламя оставалось сильным и жарким. Мои последние сомнения окончательно растворились в предвкушении невероятной удачи. Я одернул себя – рано радоваться, не завершив охоту, и стал вглядываться в жар костра, где прячется среди языков пламени огненная саламандра – заветная мечта всех ловчих на свете.

Наконец мне вроде бы удалось разглядеть сидящую в пламени огненную саламандру и я, не колеблясь более, резким движением выбросил руку прямо в огонь…

Читайте также:

• Вурдалак и упырь. Миф о вурдалаке и упыре

• Лунный человек. Миф о лунном человеке

• Человек-невидимка. Миф. Ау, вы меня слышите?

• Дракон. Миф о драконе

Поделиться в социальных сетях:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий