Ивагуми (Iwagumi) — оформление аквариума камнями. ( Четверг, 05 Ноября 2020. Просмотров: 112. )

image
image

Акваскейпинг в стиле Ивагуми иногда называют простейшим среди других стилей природного аквариума. Вряд ли можно согласиться с таким утверждением. Создание подводного пейзажа из камней и растений, который пробуждал бы в сознании чувство покоя и гармонии, сродни чувствам, возникающим при созерцании живого огня или плывущих облаков достаточно сложно и подвластно мастерам.

В статьях, посвященных природным аквариумам можно нередко встретить высказывания, что стили данного направления чудесно отображают хаотичность природы. Между тем ни сам создатель природного аквариума Т.Амано, ни его последователи, достигшие вершин в этом виде акваскейпа, вроде нигде не высказывались о хаотичности, наоборот, всячески подчеркивали гармоничность дикой природы и воплощали её в своих аквариумах. На примере стиля Ивагуми (оформление аквариумов на основе композиции из камней) покажем, насколько правильная композиция из камней математически выверена с гармонией.

Читайте также:  Таракатум содержание и уход за сомом: отличие самца и самки рыбки, размножение (разведение) в домашних условиях, нерест, совместимость, описание, фото

Первая композиция в стиле Ивагуми была показана акваскейпером Т.Амано в 1985 году.

Так выглядел первый Ивагуми, созданный Т.Амано — сегодня классика

Т.Амано неоднократно советовал новичкам, прежде чем приступить к созданию акваскейпа, очень хорошо продумать будущую композицию с учетом всех элементов, сделать эскиз будущего акваскейпа. Ошибки, которые проявятся после того, как аквариум наполнят водой и подрастут растения, исправлять практически невозможно – и огромные затраты времени и труда пропадут даром.

По сути, камни в акваскейпе Ивагуми действуют как структура всего проекта.

Поэтому воплощение проекта Ивагуми начинают с подбора камней.

Классические рекомендации по созданию Ивагуми устанавливают принцип нечетности количества используемых камней.

Также есть требование – все камни должны иметь одинаковую структуру и фактуру, совпадающие с главным камнем. Мастер изучает сколы главного камня и подбирает последующие камни так, чтобы линии их фактуры совпадали, были параллельны с таковыми на камне Oyaishi.

Использование нечетного количества камней не дает человеческому глазу разделить дизайн по центру и создать неестественную симметрию.

Т.Амано подчеркивал, что симметрия не свойственна природным пейзажам, она возникает там, где в пейзаж вмещался человек. Нечетное количество камней делает процесс создания природности ландшафта более легким (включая и начинающих акваскейперов), поскольку из нечетного числа элементов создать симметрию проблематично. Таким образом, нечетность даст возможность сформировать природную композицию даже новичкам.

Опытные мастера создают ассиметричные композиции и из четного числа камней, но начинающим лучше не рисковать.

Начальное количество камней, композиция из которых даст воплотить принципы Ивагуми, считается равной пяти. Но мастера этого стиля обходятся и меньшим количеством. Такой, навзовем его подстиль, Sanzon Iwagumi, состоит всего из трех камней – большого главного камня, меньшего второго и также допускается наличие вспомогательных камней.

Sanzon Iwagumi

Читайте также:  Как образовался песчаник?

Здесь же для примера рассмотрим создание композиции Ивагуми из пяти камней.

Каждый камень имеет свое наименование.

  1. Главный камень (в англоязычной литературе используется англоязычная аллитерация японского названия Oyaishi) – это самый большой камень композиции. По высоте (естественно высота определит и другие размеры) должен составлять 2/3 высоты аквариума. Ставят его всегда наклонив в сторону. Наиболее удачны те композиции, где направление наклона а также направление линий фактуры камня совпадает с направлением течения в аквариуме. В литературе не удалось отыскать объяснения этому факту, но, вполне вероятно, поскольку растения также наклоняются по направлению течения – со временем формируется дополнительная визуальная диагональ, добавляющая гармонии и динамизма.
  2. Первый второстепенный камень (Fukuishi) – он может устанавливаться как справа, так и слева
  3. Второй вспомогательный камень (Soeishi) – задача этого камня, располагающегося на противоположной стороне от первого второстепенного камня подчеркнуть массивность главного камня, его главенствующее положение в композиции и визуально уравновесить первый вспомогательный камень.

Если внимательно изучать Ивагуми мастеров, можно сделать вывод – вершина одного из вспомогательных камней всегда ниже вершины первого вспомогательного камня.

Давайте посмотрим внимательно, как расположил эти камни в своей композиции Т.Амано.

— высота главного камня составляет 2/3 высоты аквариума, расположен он на линии отсекающей 2/3 длины аквариума;

— если соединить вершины камней – получим треугольник с соотношением сторон кратным 1/3.

Как видите, мастер располагает камни не бездумно, а в соответствии с математической гармоничностью – принципом золотого сечения.

  1. Вспомогательные камни (4) (Suteishi — яп. переводится как «выброшенный камень» или «выбрасываемый камень», это кому уж как нравится) – используют для создания впечатления законченности композиции и её завершенности, располагаются либо перед, либо за вспомогательным камнем. Этот миниатюрный камень на первый взгляд и не особенно заметен, даже со временем покрытый растениями. Тем не менее, говорят, что он улучшает другие части сада, придавая тонкую сложность и непосредственность дизайну.

Обратите внимание — Т.Амано в своей композиции расположил вспомогательные камни так, что их вершины сформировали дополнительную визуальную диагональ, практически параллельную основной визуальной диагонали, которую формируют вершины главного и первого второстепенного камня.

Такой прием дал возможность визуализировать принцип гармонии динамики движения застывшего пространства, которым широко пользовались такие живописцы маньеризма, ка Эль Греко.

Кстати, обратите внимание – высота насыпания грунта плюс высота растений в правом и левом углах аквариума неодинаковы, а тоже формируют визуальную диагональ (желтая линия) в том же направлении, что и основные диагонали

Читайте также:  Дом для ваших рыбок. Аквариумы. Все виды работ.

Котоак видим, все элементы композиции геометрически выверены и сбалансированы.

Именно благодаря правильно сформированному балансу создается та атмосфера спокойствия, умиротворенности, которая так прельстительна в природных аквариумах, и в Ивагуми в частности.

Композиционно правильно размещенные камни выполняют общую задачу природных аквариумов – создать баланс между хардскейпом, открытым пространством и масштабом каждого элемента дизайна.

Можно сказать, что именно по этой причине новичкам не овладевшим практической стороной Ивагуми, что достигается в процессе создания неудачных композиций как награда за упорство, редко удаются удачные Ивагуми — ведь в общий баланс вовлечены не только статичные камни, постоянно растущие растения, но и подвижные рыбки.

И, тем не менее, создать красивый Ивагуми сможет и новичок – попробуйте придерживаться в формировании композиции требования не нарушать правила соотношения две трети и правила треугольника с вершиной, не совпадающей с линиями разделяющими что-либо на две равные части (кстати, если внимательно присмотреться к композициям Т.Амано – можно отыскать, две трети размера чего имеют используемые им иногда рыбки).

Из растений в Ивагуми наиболее часто профессионалы используют растения с маленькими листьями. Более высокие растения правильно высаживать на задних планах.

Eleocharis acicularis,

Eleocharis parvula,

Glossostigma elatinoides,

Hemianthus callitrichoides

Pogostemon helferi

Эти растения используют для смягчения визуального воздействия камней, не затеняя основную структуру. Низко растущая зелень также создает впечатление земли, покрытой лесом, с центральными камнями в виде гор.

Выращивание отдельных саженцев (садят их с помощью специального пинцета, такие пинцеты доступны на aquaMegaMall.ru) может занять значительное время, но как только они вырастут, гармоничный конечный эффект будет стоить затраченного труда. Растения, выращиваемые в акваскейпе Ивагуми, как правило, нуждаются в еженедельной обрезке, чтобы сохранить природу компактного коврового покрытия.

Небольшие группы креветок и маленьких стайных рыбок вносят своим движением дополнительные штрихи спокойного динамизма в общую гармонию ландшафта и к тому же помогают бороться с водорослевыми обрастаниями.

Аквариумы с камнями в японском стиле. Видео

Обслуживание ивагуми аквариума

Первая проблема — это обеспечение роста растений. Плотные заросли и густая корневая система требуют введения специальных удобрений и углекислого газа. Кроме того, проблемой является обеспечение достаточного и равномерного освещения всей поверхности. Иначе часть растений, особенно по углам, может недополучить света и станет выделяться на общем зелёном фоне. Вторая проблема — это водоросли, которые с большой вероятностью поселятся в вашем растительном аквариуме. Для их удаления придётся воспользоваться специальными препаратами, либо приобрести особое оборудование, способное с ними эффективно бороться.

Читайте также:  Биотопный аквариум, как вид аквариумного искусства!

Любой опытный аквариумист знает о том, что подводный ландшафт – это один из ключевых факторов, напрямую влияющий на здоровье рыб. Одинокая тетра, живущая в скудно декорированном аквариуме с ярким грунтом, как правило, вскоре заболевает и умирает. Однако та же тетра, ставшая членом стаи в большом густо засаженном растениями аквариуме с тенистыми местами для отдыха, быстро растет и хорошо себя чувствует. Подобные наблюдения привели к объединению таких понятий, как аквариумное рыбоводство и аквадизайн.

История аквариумистики

Если обратиться к истории начало аквариумистики было положено в Китае во время правления династии Тан (618—907 гг.). Уже в те далекие времена в Китае велись селекционные работы над серебряным карасем с последующим получением его селекционного вида получившего название всем известной золотой рыбки.

Первые золотые рыбки были привезены в Европу вначале XVII, а в Россию их завезли в царствования Алексея Михайловича, отца Петра великого. Первоначально в Европе золотые рыбки содержались в вазах и бассейнах богатых вельмож.

В конце XVII века в странах Европы возник большой интерес и к южным водным растениям; во многих богатых домах Англии, Франции и Германии имелись обширные теплицы и оранжереи с бассейнами. Эти бассейны часто заселялись и рыбами, что дало определенный толчок развитию аквариумистики.

Предлагаем ознакомиться Аквариумные рыбки барбусы огненные

В Европе начало бурного развития аквариумистики приходится на середину позапрошлого века и тесно связано с именем немецкого естествоиспытателя Эмиля Адольфа Россмеслера (1806…1867). В 1857 г. в Германии выходит его книга «Море за стеклом», а в следующем году — «Пресноводный аквариум».

Природный стиль Nature

В 80-х годах минувшего столетия Такаши Амано был представлен природный стиль (Nature), базирующийся на наблюдениях окружающих пейзажей. Поклонники стиля Nature черпают вдохновение в живописных горных ландшафтах, бескрайних долинах, величественных лесах, водопадах и т.д.

Здесь, в отличие от голландского аквариума, координационными центрами становятся коряги и камни, с помощью которых воссоздаются различные малые архитектурные формы. При их размещении придерживаются правила «золотого сечения», что позволяет задать направленность для восприятия общей картины. Чтобы продемонстрировать баланс природы и жизни, в аквариумы Nature запускают небольших стайных рыбок.

Ивагуми — принцип трех камней

Природный аквариум называется природным потому, что растения и декорации (камни, коряги) расположены в нем так, как будто они росли и лежали так всегда, а не были расположены дизайнером по определенным правилам.

Но добиться такого эффекта удается только в том случае, если как раз следовать правилам…

Основное правило, диктующее расположение камней и растений в природном аквариуме, опирается на традиции японского садового искусства — принцип Sanzon-Iwagumi.

Три камня ивагуми

Начинается закон построения композиции ивагуми с количества камней. Оно должно быть нечетным. А точнее — кратным трем.

Камни должны быть разного размера. Самый большой (первый или главный) камень является основой композиции ивагуми, именно с него начинается ее построение.

Первый камень устанавливается в точке «золотого сечения» передней стенки аквариума (деля ее длину в соотношении 1:1.62).

Если камней в композиции используется больше трех, то следующая тройка ставится по такому же принципу, но со смещением относительно первой. Сам второй треугольник должен быть больше или меньше первого и другой формы.

По такому же принципу треугольника располагают растения ивагуми-композиции.

Мастера и специалисты соблюдают эти правила расстановки не так уж строго, но на то они и мастера. Их опыт и чутье подсказывают верное расположение камней. Новичкам же всегда рекомендуют на первых порах стараться следовать канонам.

Подводный сад — голландский стиль Подводный пейзаж — японский природный стиль

Дизайн аквариума, акваскейпинг (англ. aquascaping — создание водного пейзажа, ландшафта) — художественное оформление аквариумов, один из видов декоративно-прикладного искусства[1]. Является своего рода аквариумным аналогом ландшафтного дизайна.

Направления

Голландский аквариум

Голландский аквариум стал широко известен миру в 1960-х годах[2]. Ключевую роль в нём играют плотно засаженные растения, организованный комплекс которых образует подводный сад. Растения строго зонированы: разграничены как по высоте, так и по пространственному положению. Голландский стиль отличается контрастами зелёных и красных растений, а также наличием дорожки из растений («лейденской улицы»[3]), уходящей вглубь аквариума и подчёркивающей его перспективу. Рыбы отсутствуют или находятся в ограниченном количестве. Длина аквариума в 2—3 и более раз превышает его высоту. Высота примерно равна или меньше ширины для хорошей проницаемости атмосферного кислорода в толщу воды.

Природный аквариум

Природный аквариум имитирует в миниатюре, по принципу бонсая, какую-либо часть суши, например: горы, долины, скалы, рощи и др[4]. Он подразумевает создание композиции, выполненной исключительно с применением натуральных материалов (камни, коряги) и живых растений. Рыбы в таком аквариуме имеют второстепенную роль, их задача лишь дополнить композицию, а не привлекать к себе внимание.

Концепция природного аквариума, получившая международное признание, выдвинута японским фотографом и дизайнером Такаси Амано[1]. Благодаря его многочисленным книгам, это направление аквадизайна получило распространение с 1994 года[2].

Стили природного аквариума:

Ивагуми-стиль

Ивагуми (яп. 岩組) или исигуми (яп. 石組) — ландшафт природного аквариума, главными элементами композиции которого являются камни.

Рёбоку (яп. 流木) — в композиции ключевую роль играют коряги.

Ваби-куса (яп. 佗び草, Моховая кочка) — предполагает наличие в композиции подводной и надводной частей. Он имитирует плавучий остров или кочку. Подводная и надводная часть композиции могут быть не связаны друг с другом, но при этом стилистически являются продолжением одна другой.

Дзэн-сад — предполагает устройство аквариума в соответствии с философией дзэн-буддизма. Цель таких аквариумов — создание атмосферы умиротворения и спокойствия.

Псевдоморе

Пресноводный аквариум, имитирующий морской. В его оформлении используется коралловая крошка, искусственные кораллы и морские раковины. Заселяется аквариум яркими рыбками. Подсветка синего цвета, чтобы сымитировать морской подводный ландшафт и пейзаж.

Оборудование

Оборудование для акваскейпинга аналогично набору обычного аквариумиста, но для фотосинтеза растений выдвигаются повышенные требования к освещению и наличию углекислого газа в воде. Так же для хорошего роста растениям требуется внесение удобрений. Виды оборудования:

  • Система освещения. Лампы дневного света, LED-светильники, декоративные светящиеся шары и др.[5].
  • Система фильтрации. Наружные, внутренние фильтры с различным фильтрующим материалом (синтепон, активированный уголь, специальные микроорганизмы для биофильтрации и т. д.).
  • Система регулирования температуры воды (обогреватели, кулеры).

Элементы декора: фон в виде наклеиваемой плёнки на заднее и иногда на боковые стёкла аквариума; внутренний фон, устанавливаемый в аквариум к его задней стенке; камни, гроты, коряги; фигурки замков, затопленных кораблей, водолазов и др.; декоративный грунт, аэрация воды (струящиеся вверх пузырьки воздуха), искусственные растения, декоративное освещение.

Примечания

  1. 1 2 Рыбалко С.Б., Барановская О. В., Ужик В. В. Аквариумная композиция: искусствоведческий аспект // Проблемы аквакультуры. Вып. 3. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. по аквариологии // Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. — М.: Московский зоопарк, Группа компаний «Аква Лого», 2009. — С. 103—106. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  2. 1 2 Кассельман К. Дизайн аквариума = Pflanzenaquarien gestalten / Пер. с нем. Н. Игнатьев. — М.: Аквариум, 2009. — С. 124—127. — 160 с.
  3. Дорожка из растений — высокое искусство
  4. Такаши Амано: мир природного аквариума
  5. Декоративное освещение

Литература

  • Кассельман К. Дизайн аквариума = Pflanzenaquarien gestalten / Пер. с нем. Н.А. Игнатьев. — М.: Аквариум-Принт, 2010. — 158 с. — ISBN 978-5-9934-0240-6.

Ссылки

Аквариумистика и террариумистика
Типы аквариумов и террариумов
  • Солоноватый аквариум
  • Морской аквариум
  • Рифовый аквариум
  • Океанариум
  • Дельфинарий
  • Акватеррариум
  • Террариум
  • Палюдариум
Оборудование и дизайн
  • Аквариумная экосистема
  • Биологическая фильтрация
  • Грунт
  • Дизайн
  • Обогреватель
  • Освещение аквариума
  • Термометр
  • Фильтр
Фауна и флора
История аквариумистики
  • История аквариумистики в России
  • Известные аквариумисты
  • Аквариум любителя (книга)
Видовой состав и породные разновидности
  • Список аквариумных рыб
  • Список видов пресноводных аквариумных рыб
  • Список аквариумных пресноводных беспозвоночных
  • Перечень морских видов аквариумных рыб
  • Список видов рыб солоноватых аквариумов
  • Список болезней аквариумных рыб

Эта страница в последний раз была отредактирована 23 марта 2019 в 23:40.Главная » Натуральные природные декорации » Ивагуми (Iwagumi) — оформление аквариума камнями.

Iwagumi или Ishigumi сад камней имеет вековую традицию, в разные времена были популярны различные стили (формы) камней и их расположение.

Популярность Ивагуми в аквариуме берет свое начало около 30 лет назад, когда Такаши Амано впервые решил перенести Ивагуми в аквариум. 

Самая первая работа в стиле Ивагуми была сделана Такаши Амано в 1985 году и состояла из речных обкатанных волнами камней и монокультуры Эхинодоруса нежного (Echinodorus tenellus):

Работа произвела настоящий фурор и с момента появления этой самой первой работы со временем направление развилось и сейчас стало возможным выделить примерно 6 стилей оформления аквариума в стиле Ивагуми. 

Стиль 1 Композиции из окаменелого дерева. Особой популярности данное направление не получило из-за особеннсти таких камней сильно повышать жесткость воды. Впервые такая работа с монокультурой – глоссостигмой (Glossostigma) была показана публике в 1991 и имела огромный успех. 

1993 год: 

Стиль 2 Стиль Санзон (Sanzon). Этот стиль представляет собой символ буддистского мировоззрения и характеризуется триадой или треугольником, в центре которой находится Будда (главный камень Oyaishi), около которого находятся его главные слуги (второстепенные камни Fukuseki) и все остальные (вспомогательные камни Soeishi). Главный камень, при этом, располагается строго в точке золотого сечения. А остальные камни образуют с ним треугольники. Главный камень больше и обязательно выше второго камня, второй камень выше третьего. Как правило, такое Iwagumi изображает луг, полянку, поле. 

Примеры работ: 

 

Стиль 3 В данном случае камни располагаются лучами, и поскольку, верхушки камней направлены вверх, в разные стороны, форма самих макушек имеет большое значение. Также важно добиться идеального угла наклона камней, чтобы они находились в балансе с остальными камнями.

Примеры оформления: 

Стиль 4 В отличие от остальных стилей Ивагуми, камни при оформлении располагаются натурально, в естественном порядке, имитируя природное расположение камней, горных хребтов, пиков или рифов. 

Такое оформление характерно горизонтальным расположением камней и больше подходит для длинных панорамных аквариумов. 

Примеры работ:

Стиль 5 Это стиль Sanzon и очень похож на стиль номер 2, но в отличие от второго, создается особенная атмосфера с помощью декоративных песков, засыпанных на ближний план. Песок высветляет скейп, делает декоративные элементы более контрастными и создает дополнительную глубину при восприятии композиции. Песок в данном случае создает впечатление морского побережья или берега реки. 

Примеры оформления:

Стиль 6 Это направление Ивагуми можно выделить, как самостоятельное. Оно считается более экспрессивным, хотя так же следует основным принципам ивагуми. Для данного стиля характерно расположение двух массивных, зачастую равнозначных (главных) камней в сильной точке. 

Примеры работ:

Подробнее о классификации и названия камней в Ивагуми 

Oyaishi Главный камень. Самый значимый в Ивагуми. Это самый большой и красивый камень из имеющихся. Высота главного камня должна быть приблизительно 2/3 от высоты аквариума. 

Fukuishi Второстепенный камень. Второй по величине камень и располагается справа или слева от главного камня. В качестве второстепенного камня нужно выбирать, в сравнении с главным, схожий по форме и текстуре камень. 

Soeishi Вспомогательный камень. Это камень меньше по размеру, чем второстепенный, располагается непосредственно рядом с главным, а так же со второстепенным камнем. Вспомогательный камень играет важную роль, подчеркивая массивность и значимость главного камня. 

Suteishi Декоративный камень. Это небольшие кусочки камней, которые не могут располагаться отдельно от основной композиции Ивагуми. Иногда их полностью закрывают растения. Присутствие таких камней придает законченность и завершенность композиции. С помощью декоративных камней композиция становится более гармоничной и утонченной. 

Обратите внимание, на примере одной из работ, какое значение придается высоте каждого камня. На иллюстрации каждая цветная полоса касается вершины одного из типа камней. Высота камней имеет строгую иерархию с соответствии с его ролью в Iwagumi. 

Идеальный Ивагуми 

В идеальном Ивагуми расстановка камней очень гармонична и сбалансирована.

За тысячелетнюю историю Ивагуми в Японии были созданы определенные законы правильного расположения камней. Чтобы проверить, а заодно и выявить закономерность ученые проанализировали на компьютере наиболее популярные сады камней в Японии, которые посетили тысячи людей. 

Выяснилось, что идеальное расположение групп камней образует между собой треугольники, причем, ни одна из сторон такого треугольника не пересекает группу. 

А если условно провести между группами камней линии, то они будут напоминать крону дерева.

Почему камни в Ивагуми наклонены 

В классическом японском Ивагуми (имеется в виду сухопутный сад камней) камни ставятся прямо, но в аквариуме есть потоки воды и активное течение, создаваемое фильтром, чтобы максимально уменьшить сопротивление и избежать возможного смещения прямостоящих камней, а также для того, чтобы добавить некоторую динамику в композицию, в аксваскейпе камни всегда имеют наклон. 

Недавно появился новый стиль в Ивагуми, который примерно называется каскады. Вполне возможно, что в новом направлении будет действовать новое правило.

image

Исигуми и ивагуми

Исигуми (石組, композиция из камней) и ивагуми (岩組, скальная композиция) — это архитектурные ансамбли, состоящие из камней и скал, где под «скалой» понимается каменная глыба с крутыми склонами и острыми выступами.

Часто используются при создании японских (дзенских) садов. Иногда подобные композиции являются результатом искусственного творения, а иногда результатом искусного использования естественных выходов скальных пород на поверхность земли.

Композиции из камней

Исигуми (композиция из камней) Исигуми (композиция из камней) Исигуми (композиция из камней) Исигуми (композиция из камней) Исигуми (композиция из камней) Исигуми (композиция из камней) Исигуми (композиция из камней) Исигуми (композиция из камней) Исигуми (композиция из камней)

Сам термин «ивагуми» имеет геологическое происхождение и обозначает геологический слой земной породы с преимущественным преобладанием камней и скальных пород.

  • Назад
  • Вперед

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий